Компенсация за задержку и отмену рейса: миф или реальность

В начале апреля наша хорошая подруга решила слетать в Амстердам, воспользовавшись услугами перевозчика Ryanair. Не будет лишним отметить, что это одна из самых бюджетных авиакомпаний в Европе, с главным офисом в Дублине, которая не так давно открыла перелеты из Украины. Так вот: подруга (назовем ее Даша) столкнулась с задержкой рейса. И не на 15 минут, а почти на сутки. Конечно, мы бы могли закончить повествование на радостной новости о том, что она все-таки долетела до места назначения, но издержки такого форс-мажора слегка омрачают ситуацию. Что делать, если рейс задержали или вовсе отменили?

Сразу же подчеркнем, что нет никакой корреляции с тем, какой это авиаперевозчик: компенсацию получат клиенты и европейских компаний, и украинских.

На перевозчика рассчитывай, но сам не плошай

Всегда, когда доверяешь свою жизнь кому-то, хочется верить, что за тебя обо всем подумали и все уже решили. Поэтому всякие стрессовые ситуации в поездках от турфирмы должны быть буквально исключены. Но, увы, любое путешествие — это вынужденный контроль всего и упертое изучение своих прав и возможностей. Какой угодно форс-мажор можно обернуть выгодой.

По всем европейским законам в случае задержки или отмены рейса пассажир имеет право потребовать компенсации в виде полной стоимости билета или альтернативу в той же ценовой категории. Ну и, конечно же, наши права регулируются законом Украины «О правилах воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа».

В Разделе XV «Права пассажиров в случае отказа в воздушной перевозке, отмене или задержке рейсов» прописан размер компенсации при условии отмены рейса и переноса вылета пассажиру регулярного или чартерного рейса:

  • 250 евро для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • 400 евро для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • 600 евро для рейсов дальностью от 3500 километров.

Если же предложенный альтернативный рейс вылетает несколько позже изначального — это время считается задержкой. В таком случае действуют все права пассажиров задержанных рейсов, которые прописаны в том же законе. Во время длительного ожидания авиаперевозчик обязан предоставить питание и, при необходимости, отель.

И, чтобы требовать компенсации, вам правда очень важно знать свои права. Даше это помогло.

Форс-мажоры и их виды

Как бы это ни было грустно, но авиакомпании не всегда несут ответственность за задержку или отмену рейса. Таких ситуаций немного, однако учитывать их при планировании поездки — очень важно.

Если верить любимой энциклопедии миллионов, то «форс-мажор» — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие или эпидемия), независящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. Формально, в гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности.

Таким образом, если причину квалифицируют как некую форс-мажорную ситуацию, авиаперевозчик не будет компенсировать издержки за отмену или задержку рейса. Среди причин могут быть:

  • погодные условия;
  • политическая ситуация;
  • военные действия.

Дашин рейс отменили по вине компании, поэтому ей были предложены отель, 2 звонка и питание. А все потому, что она поинтересовалась вариантами компенсации, тогда уже у перевозчика не осталось возможности переложить ответственность.

Альтернативный рейс и маршрут

Если перелет отменили, то наверняка вам предложат какой-либо другой вариант. Но не стоит радоваться раньше времени: вряд ли получится так, что вот ваш рейс отменили, а через 15 минут вы уже сидите в другом самолете и направляетесь в свой пункт назначения. Скорость вашей пересадки на альтернативный рейс зависит от расписания и наличия свободных мест.

Важно помнить, что замена билета должна быть равноценной: если у вас были приобретены места в бизнес-классе, то вы не должны лететь в экономе.

Длительность перелета на альтернативном рейсе и пункт пересадки остаются на усмотрение перевозчика. Вы с легкостью можете отправиться в свою точку назначения любым маршрутом. Из приятных бонусов: если рейс-замена привезет вас не в тот аэропорт, в который вы рассчитывали, приобретая билеты, авиакомпания должна покрыть расходы на транспорт.

Компенсация за задержку

Тем не менее, Даше удалось получить компенсацию за задержку. Но не потому, что она удачливая, а потому что задержка длилась сверх нормы. По тому же закону Украины «О правилах воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа» получается, что если время ожидания нового рейса превышает установленные сроки — пассажир все равно получает компенсацию:

  • два часа для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • три часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • четыре часа для всех остальных рейсов.

Компенсация выплачивается наличными, банковским переводом, чеком или, если это оговорено с пассажиром, ваучером.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что было бы неплохо, если бы у всех был такой же позитивный опыт с авиакомпаниями, как у нашей знакомой, а перелеты никогда бы не отменялись и не задерживались. И хотя форс-мажоры могут немного омрачить поездку, мы рекомендуем вам всегда быть готовыми и знать свои права. На крайний случай в мире существуют ресурсы, которые всегда готовы помочь вам с получением компенсации за отмененный рейс (например, AirHelp).

Счастливого вам полета!

Подпишитесь на наш Instagram

Мы регулярно публикуем полезные статьи о продвижении бизнеса, а также проверенные фишки маркетинга.

Подписаться
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Partners
Registration
Registration

Вход

Registration
Registration

или войдите с помощью социальных сетей
Свяжитесь с нами!